крыл. сл. Выражение употребляется в значении: что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное. Возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды которого бог запретил есть Адаму и Еве (Бытие, 2, 16-17).
запретный плод
Практический толковый словарь
Фразеологический словарь
Экспрес. Что-либо заманчивое, соблазнительное, но недозволенное, запрещённое.
О люди! все похожи вы На прародительницу Еву: …Запретный плод вам подавай. А без того вам рай не в рай (Пушкин. Евгений Онегин).
- Из библейского мифа о древе познания добра и зла. Плоды этого дерева Бог запретил есть Адаму и Еве. Лит.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1986. - С. 235.
Фразеология
кто, что [для кого]
Недозволенный или недоступный.
Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) или предмет (Z), деятельность, ситуация (Р) являются недосягаемыми или трудно доступными, могут быть связаны с риском или с опасностью, что вызывает особое внимание и интерес, делает X-a, Z, p привлекательными, заманчивыми и желанными для лица или для группы лиц (Y). Говорится с иронией. реч. стандарт. ✦ X <Z, P> - запретный плод [для Y-а].
Часто с глаг. вкусить, попробовать.
Обычно в роли доп. или именной части сказ.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Потому что именно после воцарения третьего правителя [Н.С. Хрущёва] и значительного послабления в связи с этим буквального, физически кровавого террора и возник Самиздат. Он стал возможен, а скоро и необходим для тех, кто попробовал запретного плода. Запретными плодами, как во все времена правления тиранов, в первую очередь были плоды просвещения - книги. Огонёк, 1999.Стоило в прессе появиться нескольким разгромным статьям, как многие кинулись доставать плёнки с записями этих групп <...>. По моему глубокому убеждению, если бы всем этим группам предоставили площадки для выступлений, как это делают в других соцстранах, не делали бы из них запретного плода, через 2-3 недели люди бы сами, без подсказки, разобрались, что из себя представляют эти "ансамбли" на самом деле, и просто перестали их слушать. АиФ, 1986.
Мечтая о сцене, Тася тайком приехала в театральный клуб вкусить запретный плод. П. Боборыкин, Китай-город.
"Машина очень строгая, злая. К ней нужно привыкнуть. Не вздумайте гнать сразу", - словно заведённые, твердили инструкторы перед тестом, который проводился на закрытом заводском полигоне. Всем же настолько не терпелось вкусить запретного плода, что мало кто внял увещеваниям. Автосити, 2003.
Больше того, при жёстком, казалось бы, и вполне репрессивном подходе врачебная тайна всё-таки соблюдалась, и все, кто страстно хотел вкусить запретного плода ещё на школьной скамье, делали это, особо ничем не рискуя. Огонёк, 2000.
Она была дочерью очень богатого и влиятельного человека, и потому была для него запретным плодом. (Реч.)
Фильм присутствует в российском Интернете в полной версии. Этот фильм всем, кто захочет его увидеть, будет доступен. Власти при этом делают вид, что, ах, вот такого ничего не существует, что это всё ерунда. Мы знаем, что "самиздат" имеет взрывную силу ещё большую, чем открытое издание или открытый показ - прелесть запретного плода. р/с "Свобода", 2003.
культурологический комментарий:
Выражение возникло из библейского текста о древе познания добра и зла, срывать плоды с которого Адаму и Еве было запрещено Богом: "Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть" (Быт. 3: 3). (Михельсон М.И. Русская мысль и речь. Т. 1. М., 1997. С. 329.) Одним из центральных представлений, формирующих образ фразеол., является христианское представление о грехе, т. е. о нарушении завета, данного Богом первым людям - Адаму и Еве.
фразеол. восходит к древнейшим мифологическим формам осознания мира - к анимистической (т. е. олицетворяющей неживое) и фетишистской (т. е. наделяющей неодушевлённые предметы сверхъестественными, магическими свойствами). В мифопоэтическом представлении запретный плод является одним из средств познания материальных и духовных благ, богатств. Образ фразеол. основан также на древнейшей оппозиции "сакральное - профанное".
Компонент фразеол. запретный соотносится с религиозно-антропоморфным кодом культуры как с совокупностью нравственных установок, предписаний, а компонент плод - с растительным кодом.
В основе образа лежит метафора, уподобляющая кого-л., что-л. запрещённое или труднодоступное плоду, который нельзя (не позволено) есть.
Образ фразеол. выполняет роль табу - запрета, накладываемого на какой-л. предмет, на человека, на совершение каких-л. действий и регламентирующего важнейшие стороны жизни человека: обеспечивает соблюдение брачных, религиозных, а также разнообразных социально-культурных установок, охраняет от опасностей и др.
фразеол. в целом является эталоном кого-л., чего-л. заманчивого, соблазнительного, привлекательного, но запрещённого или недостижимого.
Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности образа; ср. англ. the forbidden fruit, франц. fruit défendu, нем. die verbotene Frucht.
автор:
И. В. Зыкова
Сборник слов и иносказаний
На запретный товар - весь базар (кидается)
Ср. О люди! все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что нам дано, то не влечет;
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай,
А без него вам рай не рай.
А.С. Пушкин. Евг. Онег. 8, 27.
Ср. Die Lust ist mächtiger als alle Furcht der Strafe.
Göthe. Die Mitschuldigen. 2, 3.
Ср. Unser Tichten, Trachten, Ringen
Geht nur nach verbotnen Dingen.
Altdorfer Stammbuch. 172.
Ср. Pain dérobé réveille l'appétit.
Ср. Pain dérobé que l'on mange en cachette,
Vaut mieux que pain qu'on cuit ou qu'on acheté.
La Fontaine.
Ср. La défense est un charme; on dit qu'elle assaisonne les plaisirs, et surtout ceux que l'amour nous donne.
La Fontaine.
Ср. Tel est le coeur humain, surtout celui des femmes:
Un ascendant mutin fait naître dans nos âmes
Pour ce qu'on nous permet un dégoût triomphant,
Et le goût le plus vif pour ce qu'on nous défend.
Piron. Métrom.
Ср. Nitimur in vetitum semper, cupimusque negata.
Мы стремимся к запрещенному всегда и желаем то, в чем отказано.
Ovid. Amores. 8, 4, 17. Ср. 2, 19, 8.
Ср. Unde fames homini vetitorum tanta ciborum est?
Откуда у человека такое стремление к запрещенному (голод на запрещенную пищу).
Ovid. Metam. 15, 138.
Ср. Quod licet ingratum est, quod non licet, acrius urget.
Ovid. Amor. 2, 19, 3.
Ср. Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, - не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
Бытие. 3, 3. Ср. Бытие. 2, 16-17.
Ср. Воды краденые сладки и утаенный хлеб приятен.
Притч. 9, 17.
См. древо познания добра и зла.
См. приедчив некраденый кусок.
Словарь крылатых слов
Выражение употребляется в значении: что-нибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное. Возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды которого бог запретил есть Адаму и Еве (Бытие, 2, 16-17).
Словарь крылатых слов и выражений Серова
Из Библии. Плод, который, несмотря на запрет Бога, Ева сорвала с «дерева познания добра и зла». В Ветхом Завете (Бытие, гл. 2, ст. 16-17) сказано: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Но Адам и Ева нарушили эту заповедь.
Иносказательно: нечто соблазнительное и запретное одновременно.
А. С. Пушкин (роман «Евгений Онегин»):
О люди! все похожи вы На прародительницу Еву: Что вам дано, то не влечет; Вас непременно змий зовет К себе, таинственному древу; Запретный плод вам подавай, А без него вам рай не рай.
Поговорки
Разг. О чём-л. недозволенном, недоступном, а поэтому особенно заманчивом, желанном. БТС, 843; ШЗФ 2001, 80. Восходит к Библии. ФСРЯ, 324; БМС 1998, 451.